Статьи

Этапы работы над звуком

Наши шаги, чтобы научиться говорить какой-либо звук. Их нельзя выбросить или перепрыгнуть, переставить местами. Таковы законы обучения!

1. Сначала должна быть сформирована основа для обучения.

 

В случае со звуком это:

  • артикуляционная моторика;
  • речевое дыхание;
  • голосоведение;
  • фонематический слух.

 

2. Постановка звука.

Когда органы артикуляции достаточно окрепли, переходят к постановке звука. Нужно объединить движения органов речи, дыхание и голос в единый комплекс - звук. Логопед подбирает индивидуальный вариант комплекса.

Ведь пропорции артикуляционных органов относительно друг друга, скорость движения у каждого человека свои. И от общих рекомендаций могут быть небольшие отклонения.

Этих отклонений достаточно, чтобы сделать свой звук чистым и красивым или неимоверно исказить. Движения тут очень тонкие, дифференцированные. различаются друг от друга совсем чуть-чуть. Это "чуть-чуть" подбирается опытным путем: влево-вправо, вверх-вниз, вперед-назад, расслабить-напрячь, тише-громче, быстрее-медленнее...

Здесь нужны терпение и выдержка (логопеду прежде всего). Безусловно, все  хотят сразу идеальный звук. К сожалению, такое бывает крайне редко. А как Вы думаете, можно встать первый раз на пуанты и исполнить какой-нибудь танцевальный элемент? Падения здесь неизбежны... В случае тренировки языка падение безболезненно. Просто надо понимать, что идеально сразу не будет.

3. Этап автоматизации звука.

  • проговаривание, пропевание слоговых рядов;
  • чтение, проговаривание по памяти слов, словосочетаний, предложений;
  • чтение стихотворных и прозаических текстов, скороговорок, журнальных статей, насыщенных трудным звуком.


4. Этап дифференциации (различения от сходных по звучанию) проводится аналогично этапу автоматизации.

5. Этап введения звука в самостоятельную речь.

Данный этап больше всего зависит уже не от стараний логопеда, а от контроля самого ребёнка и его родителей. Необходимо следить, чтобы ребёнок активно пользовался в самостоятельной речи поставленным звуком и не заменял его на тот, что использовался им ранее. Мягкие, но настойчивые поправки, позволят значительно сократить срок работы над звуком. Бывает так, что ребёнок на занятии идеально выполняет все предложенные ему задания, но выходя из логопедического кабинета, сразу же переходит на «привычный» звук.

 

Это происходит потому, что у ребёнка уже сложилась ассоциация – бдительный логопед – правильный звук, равнодушное окружение – говорю так, как мне удобно. Не становитесь для ребёнка равнодушным окружением!!! Поправляйте его ошибки!!! В противном случае работа будет продолжаться до тех пор, пока у ребёнка не появится собственное чувство контроля, а это может затянуться на годы…

Конструктор сайтов
Nethouse